Помолов Владимир Михайлович

Владимир Михайлович Помолов родился 22 октября 1935 г. в Москве в семье служащих. Отец Михаил Прокопьевич работал комендантом, мать Галина Евгеньевна – бухгалтер, родители были заняты на строительстве Дворца Советов. В 1940 г. Михаил Прокофьевич умер. С началом войны мать с Володей и его старшим братом Михаилом эвакуировалась в Ульяновск. Здесь будущий авиастроитель поступил в школу. Спустя многие годы, находясь в командировке в Ульяновске, он отыскал свою школьную парту. В 12 лет Владимир потерял маму, остался круглым сиротой. Тяжелые воспоминания оставили свой след: Владимир Михайлович почти никогда не рассказывал о детстве. Мальчиков взяла на воспитание родная тетка Галина Евгеньевна Фадеева, проживавшая в городе Городце Горьковской области. Здесь Владимир жил два года. В семье Фадеевых кроме племянников воспитывалось сын и дочь, и Владимир, несмотря на добрую заботу, стремился поскорее уйти в люди. Ему хотелось поступить в речное училище, вечернее отделение которого существовало в Городце. Однако, узнав о Горьковском авиационном техникуме, Владимир отправился в областной центр. С 1951 по 1955 гг. он жил в общежитии на улице 1 мая, в одном здании с техникумом. Студенты были расселены плотно, до пятнадцати человек на комнату. Владимир учился старательно, получал стипендию, подрабатывал, тем не менее, часто его ужин состоял из булки с кипятком. Получив по окончании техникума квалификацию техника-технолога, В.М. Помолов поступает техником в цех №63 на завод им. Орджоникидзе. Через два месяца, в октябре 1955 г. уходит на службу в Советскую армию. После окончания военной авиационной школы механиков в Спасске-Дальнем служит авиационным механиком самолета МиГ-17 под Ленинградом. В декабре 1957 года, после демобилизации, возвращается на авиационный завод, работает в отделе №6 руководителем группы, старшим инженером.

Со времен техникума Владимир играл в волейбол, баскетбол, любил лыжи. С первых лет заводского стажа он входил в сборную предприятия по волейболу. Молодой специалист жил сначала в арендуемом заводом частном доме на Новой стройке, затем в гостинице на ул. Чаадаева, где на первом этаже были отведены помещения для общежития. После работы с товарищами отправлялся прямиком на стадион, где проводил время до позднего вечера. Там и играли, и болели. Горячо переживали за своих подопечных начальники цехов, зорко следя за таблицей очков во время соревнований. По субботам молодежь отправлялась в походы. Заводская Спартакиада насчитывала свыше 20 видов состязаний. В компании заводских спортсменов Владимир Помолов познакомился с будущей супругой, Региной Дельцовой, конструктором ОКБ. Поженились они в январе 1964 года. После рождения дочери завод выделил комнату в трехкомнатной квартире на ул. Новопарковой (ныне ул. Ярошенко).

В 1963 году В.М. Помолов переведен на должность заместителя начальника металлургического цеха №1. В это время Владимир Михайлович учится на вечернем отделении Горьковского политехнического института, который оканчивает в 1965 году по специальности инженер-металлург. В ноябре 1964 г. он вступает в члены КПСС, активно участвует в общественной жизни, избирается депутатом Московского районного Совета депутатов. В конце 1967 г. В.М.Помолов назначен начальником цеха №1.

Однажды Владимира Помолова вызвал директор Ярошенко. Поставил задачу строительства нового объекта. «Построишь кузницу – дам квартиру, не построишь – семь шкур спущу», — убеждал Александр Ильич. Кузница была построена, и Ярошенко слово сдержал. Семья Помоловых переехала на Московское шоссе.

В январе-мае 1970 г. В.М. Помолов трудится в отделе №70 – главный конструктор автоматизированных систем управления (АСУП). Почти три года Владимир Михайлович провел на партийной работе – как инициативный коммунист он был избран заместителем секретаря парткома авиационного завода.

Опытный инженер и руководитель, постигший общественную школу, не остался незамеченным для руководства. Директор завода И.С. Силаев предлагает ему стать своим заместителем по производству. Владимир Михайлович согласился с одним условием – самостоятельность в производственных вопросах. Обязанности замдиректора В.М. Помолов исполнял с января 1973 по декабрь 1985 года.

Директором В.М. Помолов стал не назначенным, а избранным. В Горький приехал министр авиационной промышленности И.С. Силаев, присутствовал оставляющий директорское кресло А.Н. Геращенко. Был собран круг начальников цехов. Тайным голосованием они выразили поддержку Владимиру Михайловичу Помолову, большинством голосов доверив ему пост директора завода. Продолжалась напряженная работа по выпуску первых истребителей МиГ-29УБ.

В.М. Помолов любил свое дело, поручения выполнял ответственно и сам был требователен к подчиненным. В его рабочем кабинете висел лозунг: «Кто не хочет работать – ищет причину, кто хочет – ищет возможность». Начальники цехов побаивались директора и называли в шутку «черным кардиналом». Помолов имел исключительную память. Если на оперативке подчиненный второй раз подряд пытался выкрутиться, используя одно оправдание, это сразу становилось очевидным директору. Он никогда не повышал голоса, для объяснения хватало нескольких метких веских слов авторитетного руководителя. Отругав нерадивого сотрудника, сам, случалось, это переживал. Владимир Михайлович строил с коллегами ровные отношения, стараясь никого не выделять. Друзей даже с меньшей охотой назначал на руководящие должности.

Владимир Михайлович был человеком заботливым. «Он хотел, чтобы всем было хорошо», — отзывались о нем окружающие. Компания, которой они выезжали в пансионат, больше походила на круг родственников. Переживший потерю родных, В.М. Помолов особенно чутко относился ко всему, что связано с медицинской помощью, коснись она заводчан или близких. Много он сделал для школы №87 – технической гимназии. Случались частые командировки, работа до позднего вечера, но несмотря на полную отдачу своему детищу, Владимир Михайлович ценил и уделял время семье, он души не чаял во внуках. Играл с ними в теннис, шахматы, штудировал энциклопедию авиации, тешил своими рассказами о небе. Семья была за ним, как за каменной стеной. Владимир Михайлович любил фильмы о войне. Выписывал «Роман-газету», журнал «Подвиг», где часто публиковались героико-патриотические произведения. Любимая песня Владимира Помолова — «Я люблю тебя, жизнь». И это было про него, жизнестойкого человека и оптимиста. В области кулинарных предпочтений основное место занимал картофель, и прежде всего жареная картошка с яйцом. Директор ходил по грибы, умело жарил шашлыки. Стоя у мангала, шутил, что вырабатывает «горячий стаж», которого ему немного не хватило на литейном производстве.

В.М. Помолов старался пресекать все попытки нажиться за счет завода. Он был честен и в мелочах. Зимой, отправляясь в пансионат на р. Юг, где являлся по сути хозяином, строго оформлял все необходимые путевки с оплатой отдыха. Не составлял тайны достаток директора. Средняя зарплата по заводу, увеличенная в шесть раз, как правило, являлась зарплатой руководителя. Раскрываем партбилет В.М. Помолова. Средняя месячная зарплата директора авиазавода в 1986 г. – 781 рубль. Хорошие деньги, но о каком-то разрыве с заработком остальных заводчан говорить не приходится.

В 1990-е годы Владимиру Михайловичу не раз пришлось проявить характер. Надежды на то, что оборонный завод останется государственной собственностью, не оправдались. Несмотря на кризис, директор Помолов достроил заводские жилые объекты, чтобы все договорники получили квартиры (это были дома на улицах Красных Зорь, Мирошникова, Чаадаева, Бурнаковская). На свой страх и риск, используя накопленные заделы на 11 самолетов, продолжил их производство. Из-за этого к В.М. Помолову и начальнику экономического отдела И.А. Качаловой подбиралась прокуратура с вопросом, почему делаются никому не нужные детали. Владимир Михайлович в свое время шутил с главным экономистом Астапюком: «Ты отвечаешь за наши успехи, я – за неудачи».

«Красный директор» не принял политику младореформаторов. Во время визита на Нижегородчину Егора Гайдара, директора поставили ему на вид: «Нам нужны заказы, иначе все рухнет». Премьер с откровенностью парировал: «Мы и хотим, чтобы все рухнуло и было возведено вновь. Рынок рассудит».

Государство не финансировало конверсионные программы, деньги изыскивали за счет кредитов коммерческих банков. В середине 90-х завод работал по направлениям катеров «Сокол», «Север-4», «Волга-2», самолетов-амфибий «Динго», «Аккорд», приступал к производству транспортников «МиГ-110», «Финист», учебно-тренировочного самолета Ф-15Ф «Экскалибур». Перспективными оказались самолеты «Гжель» и Як-130. Зачастую производство начиналось, не дожидаясь сертификационных испытаний. В 1996 году был подписан крупный контракт на модернизацию самолетов МиГ-21БИС.

С болью В.М. Помолов шел на сокращение квалифицированных рабочих. Долгое время, например, бригада жизнеобеспечения содержалась на контракте. Он справедливо полагал, что если обычного рабочего можно относительно быстро подготовить в дальнейшем, опыт узких специалистов будет надолго утрачен. Чтобы снизить количество сокращаемых людей, завод работал в режиме 4-дневной рабочей недели, предоставлялись частично оплачиваемые отпуска.

Осложняли ситуацию жесткая налоговая политика и штрафные санкции за просрочку платежей. Не спешили раскошелиться и кредиторы завода – в том числе Минобороны, Росвооружение, Академия наук, «Теплоэнерго».

Эта ситуация породила задержки выплаты заработной платы. Авиастроители отправлялись в Москву на акции протеста. Выход искали не только на поле производства техники, но и в товарах народного потребления. Пользовалась большим спросом мебельная стенка «Слава», многочисленные виды посуды, раскладные кровати. Интересно, что, например, в 1996 году на одной из ярмарок «Сокол» реализовал свою посуду по бартеру на 700 млн рублей, получив взамен стройматериалы, моющие средства, краску, древесину. Ульяновский приборный завод предлагал рассчитаться за посуду приборами. Таковы были правила рынка.

«Сокол» нес убытки от деятельности ремонтно-строительного производства, цеха питания, подсобного хозяйства. В то же время, без поддержки завода эти подразделения бы не выжили. Дочерними предприятиями стали ООО «Авиафонд», НПО «Авита», телефонная компания «Корона», строительная организация «Кариатида», занимавшийся реализацией мебельной продукции «Торговый дом».

В одном из интервью на вопрос журналистов о наступлении новой эпохи на заводе, Владимир Михайлович ответил: «Я не могу назвать эпохой время, когда разрушается поколениями накопленный опыт авиастроителей, мощный научно-технический потенциал. Я считаю это временными трудностями».

С 1995 г. В.М. Помолов являлся одновременно генеральным директором завода «Сокол» и председателем Совета директоров этого акционерного общества. 5 июня 1998 года В.М. Помолов оставит пост директора, оставаясь председателем Совета директоров. Своей ошибкой впоследствии он назовет преемника – Василия Панкова. В утро дня выборов на пост директора Владимир Михайлович решил все переменить и остаться. Но кандидатура Панкова была продавлена лично губернатором Скляровым. В.М. Помолов отступил.

Через год после закулисной операции с акциями Владимира Михайловича не оказалось и в списках членов Совета директоров АО НАЗ «Сокол». Положенные директору 3% акций акционерного общества «Сокол» Помолов в начале приватизации распределил между заводской администрацией. Пришел тогда домой счастливый, радовался, что обеспечил коллегам достаток. Останься у него этот пакет, его вывод из Совета директоров в 99-м был бы невозможен. «Красного директора» ушли, опасаясь, что не даст новым руководителям получать барыши, растаскивая заводское хозяйство.

Полгода В.М. Помолов работал советником в «Инкомбанке». Свою пенсию полностью переводил Совету ветеранов авиационного завода. Честно заполняли налоговые декларации, куда однажды внес даже подаренный автомобиль.

Обидно было, что новое руководство преподносило прежние начинания как свои заслуги. Критике подвергались решения о строительстве хлебопекарни, мясоперерабатывающего завода, магазина Хури. Была назначена проверка на маслозаводе в Краснодарском крае, где по слухам у директора был-де свой заводик. Комиссия вернулась ни с чем. «История нас рассудит!», — говорил тогда Владимир Михайлович.

В.М. Помолову выпало сложнейшее время руководства предприятием, и свой долг он с честью выполнил. Уже на пенсии он говорил: «Я хотел быть тем, кем я стал. Меня окружали прекрасные люди, десятки людей вложили в меня душу. Я доволен своей судьбой, своей жизнью».

22 мая 2006 года Владимира Михайловича Помолова не стало. За трудовые достижения он был награжден орденами «За заслуги пред Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями. В 1985 г. удостоен звания «Почетный авиастроитель». Дважды Владимир Михайлович становился лауреатом Государственной премии – СССР и России. В 2005 г. ему было присвоено звание Почетного гражданина Нижегородской области.