Мочалов Владимир Николаевич

«Шоссе. На нем стоят 3 км искореженных фашистских танков, пушек, автомашин и самолётов. А по обочинам — около 400 берёзовых крестов. Что же это? Работа советской армии? Нет! Так выглядели бы потери противника, понесённые им от боевых действий лётчика — штурмовика Владимира Николаевича Мочалова»

Мочалов 1

 Родился Владимир Николаевич 23 января 1921 года в Арзамасе. В 1930 году с родителями переехал в Нижний Новгород, а в 1936 году окончил школу – семилетку, и с октября 1937 года учился токарному делу в школе фабрично — заводского ученичества при заводе «Новое Сормово»  (сейчас это Сормовский механический техникум). Параллельно с учебой занимался в Сормовском аэроклубе им. В. П. Чкалова. В феврале 1939 года после окончания школы ФЗУ Владимир стал работать токарем на заводе «Новое Сормово».

Кузин 2

Имя Героя вместе с именами других Героев Советского Союза — выпускников ПТУ № 26 было вписано золотом на мемориальной доске, установленной 
на здании училища.

 Весной 1940 года был призван в Красную Армию и направлен в Энгельскую военную авиационную школу пилотов. В мае 1941 сержант Мочалов получил назначение в авиационный полк, где встретил начало войны.

Ил-2

В запасном полку Мочалов осваивал полеты на дальних бомбардировщиках, в высшей авиашколе изучал штурманское дело, а в учебном центре переучился летать на штурмовиках Ил-2. И только после переучивания он попадает в боевую часть — 243-й штурмовой авиаполк. В конце августа 1942 года полк прибыл на Сталинградский фронт. С ним лётчик — штурмовик Мочалов прошёл дорогами войны до самого Берлина.

В Сталинграде было осадное положение, бои шли на его окраинах, город подвергался массированным налётам фашистской авиации, превосходство которой было весьма ощутимым. Именно в таких тяжелейших условиях нашим летчикам пришлось вести первые бои.

 Первый боевой вылет памятен каждому лётчику. 5 сентября 1942 года началось наступление советских войск в среднем течении Дона. Когда в районе населённого пункта Опытное Поле враг начал сосредоточивать танки и мотопехоту для контрудара, на малой высоте появилась восьмёрка «Илов» и нанесла бомбово — штурмовой удар по фашистам. Около 5 тонн бомб упали на их головы, 16 авиационных пушек и 24 пулемёта поливали их огнём. Сержант Мочалов лично зажёг 3 автомашины. Появилась десятка «Мессеров». Их атака была отбита и наши штурмовики вновь зашли на заданную цель и обстреляли мотопехоту. Вдруг атаки «Мессеров» усилились. Машина Мочалова была подбита и стала трудноуправляема. Многие запаниковали бы, но только не этот человек. Благодаря своей выдержке и мастерству, он всё-таки привел израненную машину на свой аэродром и посадил её. Владимир не остался в стороне и совсем скоро он рассчитался с фашистами, сбив в воздушном бою немецкий истребитель Ме-109.

23 ноября закончилось окружение немецких войск под Сталинградом. Вся наша страна ликовала. И у лётчиков было праздничное настроение: в этой победе была доля и их ратного труда. В этот радостный день Владимир Мочалов и его друг Василий Волгин после полётов встретились в лётной столовой и, усевшись в уголке, успели немного поговорить: вместе порадовались успехам на фронте, поделились вестями с родины и своими первыми успехами.

 — Радость радостью, а до Берлина теперь в 3 раза дальше, чем в начале войны, — сказал Мочалов, пожимая на прощание руку другу.

 — Зато мы теперь в 3 раза сильнее, — с запальчивостью ответил Волгин. Он вдруг схватил Владимира, приподнял его за талию и, сделав с ним полный оборот, поставил, недоумевающего, на пол. — Ещё один такой удар, как под Сталинградом и Гитлеру капут! — сказал он громко и так ударил кулаком по столу, что подскочила солонка, рассыпалась соль, и все сидящие за столами оглянулись.

 Особенно проявилось мастерство Мочалова при штурмовке немецкого аэродрома в Большой Россошке. Лётное поле было слегка припорошено снегом и поэтому, разгружавшиеся несколько транспортных самолетов Ju-52 и рядом стоящие машины были хорошо видны. С первой же атаки летчик зажёг один самолёт. Но тут же был атакован парой Ме-109. Штурмовик против истребителя — сила неравная! А тут нет один, а сразу два! Но Мочалов смело вступил в бой и пулемётно — пушечным огнём сбил истребитель, когда тот выходил из атаки. «Мессер» загорелся и упал прямо на разгружавшийся «Юнкерс». Сразу 3 уничтоженных вражеских самолёта в одном бою за какие-то считанные минуты! Такому может позавидовать даже истребитель — ас. Настроение у Владимира Мочалова было приподнятое. Возвращаясь на свой аэродром, он пел. А пел он арию Германна из «Пиковой дамы».

 Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи,
Пусть неудачник плачет,
Пусть неудачник плачет,
Кляня свою судьбу.

Эту оперу он знал почти всю наизусть. Кроме авиации, кроме полётов, Владимир любил еще и музыку. Ещё до службы в армии, работая после окончания ФЗУ токарем на Сормовском заводе, он играл в духовом оркестре во Дворце культуры. Увлекался музыкой Бетховена, Чайковского, знал много стихов. Особенно любил читать своим друзьям «Мцыри» Лермонтова.

Мочалов 2

Курская дуга. Владимир Мочалов уже опытный лётчик, заместитель командира авиационной эскадрильи, Гвардии старший лейтенант. Теперь Мочалов сам стал водить в бой группы самолётов.

12 июля 1943 года началось мощное контрнаступление советских войск под Курском. В этот день шестёрка «Илов» под командованием Мочалова, несмотря на ожесточённый зенитный огонь, уничтожила 7 танков, в воздушном бою сбила 3 FW-190 и без потерь вернулась на свою базу. Это мастерство Владимир Мочалов и его подчинённые демонстрировали потом не раз.  Также нужно отметить, что он лично уничтожил на Днепре две переправы противника. Одну в районе населенного пункта Переделки, а другую – южнее белорусского города Рогачева. И это при том, что переправа — одна из самых трудных целей для лётчиков. Эффективно только прямое попадание, да и то не всегда. Обычно бомба пробивает перекрытие моста и рвётся в воде, а это не всегда даёт нужный результат.  И в добавок к этому, она всегда усиленно защищена. Вот насколько велико мастерство Владимира Николаевича!

 У каждого великого человека должна быть красивая романтическая история. И у нашего героя она тоже есть! Она свершилась накануне Нового 1945-ого года, нашего, победного. Пожалуй, это был самый радостный новогодний праздник за всю войну. И ничего, что столы были накрыты небогато. Ждали, когда по радио раздастся бой кремлёвских курантов, ждали выступления Левитана.

Все обратили внимание на вошедшую стройную молодую женщину в форме Капитана медицинской службы.

 — Что опаздываете, капитан? — спросил командир полка и, не дожидаясь ответа, добавил: — Садитесь с нами, Анна Фёдоровна.

 Она села, осмотрела всех добрым взглядом.

— А почему все офицеры весёлые, а вот тот Гвардии капитан грустит, голову опустил ? — тихо спросила она, нагнувшись к командиру полка.

 — Это Владимир Мочалов, он в компании всегда такой. А стоит заговорить о полётах, о поэзии или о музыке, он мигом преображается. А в бою он молодец. На Героя документы послали недавно…

 Хотела Анна Фёдоровна расшевелить капитана, да в тот новогодний вечер как-то всё подходящего момента не было. А вечером следующего дня он сам вдруг явился в санчасть, остановился в дверях.

 — Что случилось? — спросила Анна Фёдоровна нерешительного пациента.

 — Заболел…

 — Проходите, садитесь, что болит?

 — А ничего…

 И она впервые увидела его улыбку.

— Ну вот и хорошо, — ответила она. А про себя подумала: «Лёд тронулся». И стала собираться домой.

 Тут Владимир совсем осмелел и пошёл её провожать. Снег хрустел под унтами Владимира и под хромовыми сапожками Анны. Потом они долго стояли у крыльца. И всё говорили, говорили. И даже Лермонтова вспомнили и его «Мцыри». Владимир узнал, что Анна здесь недавно, а до этого с одним из авиационных полков дошла до Крыма, там заболела, после госпиталя её отправили долечиться в тыл. Не сказала она одно: ей очень хочется на фронт и особенно с полком, в котором воюет он — Мочалов.

  Отважный лётчик — штурмовик Мочалов воевал на Донском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Группы штурмовиков, водимые Мочаловым, поддерживали войска в Курской битве и при освобождении Левобережной Украины и восточных районов Белоруссии. К сентябрю 1944 года командир эскадрильи 78-го Гвардейского штурмового Волжского Краснознамённого авиационного полка  Гвардии капитан Мочалов совершил 135 боевых вылетов на штурмовку живой силы и объектов противника, уничтожил 37 танков и самоходок, 95 полевых орудий и миномётов, 6 мостов, 9 самолётов на земле и в воздухе, 171 автомашину и повозку, а также много живой силы противника. 28 сентября был представлен командованием полка к Геройскому званию.

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко — фашистскими захватчиками Гвардии капитан Мочалов Владимир Николаевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»  (№ 5807).

 Обо всех 160 боевых вылетах Мочалова не расскажешь, ибо каждый вылет — подвиг. В каждый из них Владимир Николаевич вкладывал душу, всего себя. Любовь к авиации, преданность ей, постоянное совершенствование в лётной и тактической подготовке — этим и многим другим можно объяснить тот факт, что за всю войну он не только ни разу не был сбит, но и ни разу не был ранен.

После окончания войны Владимир и Анна поженились и уехали в Германию, где он после войны продолжал службу. В 1949 году супруги переехали под Москву. В.Н. Мочалов окончил Военно-Воздушную академию, Академию Генерального штаба, служил в штабах авиационных соединений. В 1967 году Гвардии полковник В. Н. Мочалов вышел в запас, вёл большую общественную и военно — патриотическую работу, встречался с молодежью. 17 июля 1971 года Владимир Николаевич трагически погиб.

Мочалов доскаВ 2005 г. в Воронеже на улице Кольцовской, где жил Герой, была открыта мемориальная доска Героя Советского Союза В. Н. Мочалова. Также установлена мемориальная доска на территории Нижегородского машиностроительного завода на памятнике рядом с Вечным Огнем.

 Александр Морозов,
член Научного общества студентов
Исторического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Использованы материалы сайтов:
http://airaces.narod.ru/all14/mochalov.htm
http://ww2history.ru/index.php?newsid=1674