Из сборника «Признание в любви Московскому району» (2000-й год)

Михаил Маслов, ученик 7 «А» класса, школа № 73

Лекция в районном музее

      Здравствуйте, дети! Я ваш экскурсовод. Сейчас на календаре 2100 год, а я предлагаю вам вернуться в наше далекое прошлое, на 100 лет назад.
Я расскажу вам об уникальном экспонате отдела древностей. Его на днях принес в наш музей нижегородский мальчик Вася Кузькин.
Роясь в коробке пыльного хлама в сарае дома, в который въехали его родители, он увидел пожелтевший листок бумаги с выцветшими буквами, нанесенными почти неизвестным теперь для нас способом — письмом.
Да, да! Древние люди записывали информацию, пачкая бумагу, а для изготовления ее они варварски уничтожали деревья.
Вам, конечно, будет уже трудно разобрать содержание этих древних каракуль на бумаге, но наши выдающиеся специалисты-археологи смогли! Вы представляете — он написан ровно сто лет назад! Октябрь 2000 года! Это сочинение школьника под названием «Мой любимый Московский район».
Наш район и тогда назывался Московским. В то время город Москва был столицей России.
— Разве не Нижний Новгород?!
— Нет, не наш город, а Москва.
— A я думал Киев.
Что?! Нет, мальчик, ты перепутал. Не Киев. Сначала была Киевская Русь, потом Московская. Попроси маму перезаписать тебе модуль истории в правом полушарии мозга…
Это так называемое школьное сочинение В то время дети упорно учились.
Компьютеры еще только-только зарождались. Это были огромные чудовища, занимающие половину стола. Медицина была на примитивном уровне. поэтому люди не имели возможности, как теперь скопировать себе в память все необходимые знания за пару минут. Они строили школы, специальные огромные дома, куда каждый день отправляли всех своих детей. А там так называемые учителя — специально натренированные люди — заставляли их (вы только представьте себе!) читать глазами, слушать ушами, писать руками, говорить ртом, бегать ногами… И даже думать головой! Таким примитивнейшим образом они хотели затолкать в головы детей знания, научить их анализировать информацию и принимать решения.
И это мучение продолжалось для каждого человека 11 лет! Тогда это была седьмая часть жизни. Вы представляете?
Так вот, перед вами школьное сочинение, то есть собственное произведение, которое ребенок обычно должен был писать в школе каждую неделю, а некоторые особо изощренные учителя заставляли детей писать сочинения по каждому поводу.
Но это сочинение особенное. В нем описывается жизнь в том виде, в каком она существовала на рубеже тысячелетий. Из сочинения мы видим, какие это были мужественные люди, и как они любили тe места, в которых жили.
Этот школьник пишет, что Московскому району исполняется 30 лет и что он очень любит свой район. Еще он пишет. Что жить тяжело. Что в стране разруха. Все разграблено, как будто после войны. Авиационный завод ремонтирует троллейбусы, потому что в стране нет денег на самолеты. У родителей украли зарплату, а бабушкиной пенсии на всех не хватает.
Детские клубы закрыты, и ребятам некуда податься. Всем тяжело и скучно от такой жизни. Поэтому многие люди пьют водку, колют наркотики и хулиганят. Бандиты совсем осмелели, а милиция их уже не ловит.
И дышать нечем: от Московского шоссе идет такая вонь, что около него стало опасно жить. А когда еще и ветер дует с Дзержинска, он несет дым от химических комбинатов.
Но автор сочинения все равно очень любит свой Московский район. Он любит его потому, что здесь родился. Любит потому, что его район красивый. В нем много деревьев, и рядом парк, а в парке течет милая речка Параша.
Любит за то, что простые люди здесь добрые, веселые, дружелюбные и сплоченные, потому что у них уже ничего нет и им нечего делить.
Любит и верит, что тяжелые варварские времена пройдут. Все станет хорошо, и жизнь наладится.
Мы с вами теперь видим, как этот паренек оказался прав. Вы, дети, даже не можете представить себе большую часть проблем того времени.
Теперь у всех преступников перезаписаны модули совести и чести, и поэтому очень многое изменилось. У заводов нет дымовых труб и химических отходов. Автомобили больше не портят воздух. И вы, скорее всего, даже не слышали. что такое воры, бандиты, милиция и деньги.
Нам с вами остается только восхищаться мужеством людей, живших в те далекие времена и принесших нам этот прекрасный мир на своих хрупких, изможденных плечах.
Любите наш город и наш район так же, как любили его наши предки.

Александр Колесов

НАША ГОРДОСТЬ 

Я удивлен: району — 30,
а люди славные его
еще в войну громили фрицев
в тылу! С поднятой головой!—
давали фронту самолеты
и пушки разных голосов…
своим трудом сводили счеты
с врагом.
И тот узнал позор!
Я горд, что бились с ним смертельно
Герой Баранов, летчик-ас,
поэты Люкин и Авдеев,
спасавшие от рабства нас;
любой земляк, что до Берлина
дошел, и тот, кто не дошел,
но сделал все, чтоб стяг орлино
рейхстаг Победою зажег…
И стало жить опять не страшно.
(Не смейтесь: «Вот, мол, сказанул!»).
И это — факт, район стал краше,
вкусив победную весну.

Что ж, мир меняется с годами,
не ровно счастьем он цветет.
В иной стране живем мы с вами,
у многих под ногами лед.
Но этот лед тихонько тает,
и есть надежда (как в войну),
что жизнь района, молодая,
вновь обретет свою весну.