Валентин Шамин

Открытие мемориальной доски памяти Шамина В.М.Валентин Михайлович Шамин родился в 1923 году. Закончил Армавирскую авиашколу в 1943 году. Как лучшего пилота его оставили обучать летчиков-истребителей для фронта. После трех лет учебы В.М. Шамин стал летчиком-испытателем на Горьковском авиазаводе им. С. Орджоникидзе. В служебной характеристике, подписанной директором завода А.И. Ярошенко, пилот характеризовался как смелый грамотный летчик, имевший отличную подготовку по технике пилотирования. Он летал в любых метеоусловиях, пользовался заслуженным авторитетом среди специалистов.

Первый массовый реактивный истребитель ВВС СССР самолёт МиГ-15 начал выпускаться на Горьковском авиационном заводе с января 1950 года. С конца 1952 года завод перешёл на выпуск более совершенных самолётов МиГ-17. Провести испытания одного из таких истребителей в мае 1953 года предстояло заводскому лётчику-испытателю Шамину Валентину Михайловичу. Термин «заводской лётчик-испытатель» означает, что речь идёт о лётчике-испытателе, который состоит в кадрах авиационного предприятия, подчиняется руководству лётно-испытательного комплекса и предприятия, является гражданским лицом в отличие от лётчика-испытателя военного представительства – кадрового офицера, не подчиняющегося никому, кроме старшего военпреда и прямых военных начальников. В послевоенный период возникла острая потребность в гражданских лётчиках-испытателях. В правительстве решили, что наиболее опытных лётчиков в количестве 1 000 человек из Министерства обороны можно передать в Министерство авиационной промышленности, оставив их в кадрах Министерства обороны. Это был беспрецедентный шаг, а счастливчиков — 1 000 военных лётчиков — стали называть «золотой тысячей». С одной стороны эти лётчики были социально защищены как военнослужащие, с другой – занимались интересной и престижной лётно-испытательной работой, выполняя лётные испытания опытных и серийных крылатых машин. Одним из таких лётчиков был капитан Шамин В.М.майор Шамин

29 мая 1953 года Валентин Михайлович Шамин рано утром провел испытательный полет на истребителе МиГ-17. Обнаружил недостатки в самолете. После их устранения летчик вновь поднял самолет в небо и …не вернулся. Самолет потерял связь с землей и стал падать. Тишину нарушил нарастающий шум самолета: прямо над поселком Большое Козино снижался самолет. За ним тянулся шлейф дыма. Было видно, что пилот пытался маневрировать, отводить падающую машину от поселка, в последний момент это ему удалось, и самолет рухнул за дубравой. Раздался сильный взрыв, и клубы дыма поднялись над деревьями. Летчик погиб.

майор ШаминСпустя 58 лет на месте трагических событий в поселке Большое Козино был установлен мемориал. 29 мая 2011 года состоялось торжественное открытие памятника лётчику – испытателю Шамину В.М., представляющего собой большой гранитный валун с мемориальной доской. На открытии мемориала присутствовала дочь Валентина Михайловича – Ольга Валентиновна.

Майор Шамин не был награждён за свой подвиг, но он заслужил всеобщее уважение и вечную память о своём героическом поступке.

майор Шамин

 Литература:

             Коновалов, А.Г. Последний полет майора Шамина [электронный ресурс]. Режим доступа: http://lno52.ru/index/0-264

Корионова О. В память о последнем полете // Рабочая жизнь. – 2011. – 6 июня (№ 26). – С. 3. – (Событие).

 Субботин С. Последний полет // Нижегор. рабочий. – 2011. – 23 июня (№ 66). – С. 10. – (Мемориал летчику).

Шигунов Ю.И. А город подумал: «Ученья идут…» // Рабочая жизнь. – 2010. – 28 июня (№ 29). – С. 4. – (В заводском музее).