Орджоникидзе поселок

Авиационный завод и поселок при нем строились одновременно по первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1929-1932 гг.

            На месте завода к концу 1920-х годов были крестьянские поля и клюквенные болота, куда ходили на утиную охоту. Местность — заболоченная низина, прорезанная сетью мелких речушек и озер. Стояло здесь 6 крестьянских домов. (Никитина И. Из истории заводского поселка //Рабочая жизнь.-1970.-27 окт.).

            Летом 1929 г. на лошадях привезли бурильный инструмент, начали исследовать грунт под строительство завода. Рабочие поселились в одном из крестьянских домов. К 1931 г. крестьянские домики перенесли на другое место. Начали строить бараки для прибывающих рабочих. Барачный поселок возник на месте современной улицы Рябцева В 1932 г. на Барачном поселке выделилась ул.Пилотов(см. Рябцева ул.)..

            На месте улицы Чаадаева был Жилстрой № 1 и Жилстрой № 2, застраивавшиеся в 1932-1935 гг. Эти названия упоминаются вплоть до середины 1940-х г. (ГУ ЦАНО. Ф.2612. Оп.1. № 168).

            В 1936 г. поселку авиастроителей было дано имя Серго Орджоникидзе. Произошло это одновременно с присвоением заводу ордена Ленина. Помимо барачной застройки велось строительство щитковых домов — так называемых «засыпушек». Между досками засыпали торф. С 1932 по 1941 гг. вырос щитковый поселок (на его месте современные ул.Баранова, Панфиловцев). Но все же преобладала барачная застройка.

            В 30-е годы вдоль главной улицы Жилстрой (Чаадаева) была проложена булыжная дорога, деревянные настилы у завода заменили тротуары. Не было водопровода, газа, канализации. В 1930-е гг. на поселке можно было часто видеть В.П..Чкалова. Будучи шеф-пилотом авиационного завода, он  часто приезжал из Москвы и жил на поселке (Ежков В.И. Так вспомним, товарищ.-Горький, 1979.-С.38).

            В послевоенные годы поселок начал расширяться. Большое строительство развернулось в 1950-е годы. Сносились бараки, строились благоустроенные дома, зачастую силами немецких военнопленных. Жили пленные немцы на территории бывшего конюшенного парка (см. Макса Гёльца ул.).

            За период с 1956 по 1970 г. было снесено 58 бараков и 6 щитковых домов. На карте района появились новые улицы: Черняховского, Новопарковая (Ярошенко), Лобачевского и др.

            С первых дней строительства завода люди думали не только о крыше над головой, но и об организации быта, культурном досуге. В бараках устраивались клубы, действовали библиотека и детская техническая станция. Директором ее был Виктор Иванович Прилуцкий, о котором с благодарностью вспоминают его бывшие ученики. Деятельность станции освещалась даже в центральной печати. (Домашний архив Осокина Г.И.).

            Большое внимание уделялось спорту и физической культуре. Еще до войны на ул. Чаадаева был выстроен стадион, сменивший несколько названий: «Крылья Советов», «Темп», «Полет». На нем всегда было оживленно: летом устраивались футбольные матчи, действовали спортивные кружки, зимой народ толпился на катке, здесь же проводились елки и детские праздники.

            В 1951 г. на поселке был открыт ДК им. С.Орджоникидзе. Раньше на этом месте было картофельное поле, зимой заливали горку для детворы.

            Благоустройством поселка занимались все руководители 21-го завода, изыскивая для этого средства из ограниченного бюджета. При Е.И.Мирошникове (1930-е гг.) были посажены тополя на ул. Чаадаева, начаты работы по освещению, при С.И.Агаджанове (1940-е гг.) на центральной улице поселка были сделаны пешеходные тротуары и высажены цветники. Центр поселка авиастроителей занял одно из первых мест в городе по благоустройству и заслуженно считался одним из красивейших мест не только Заречья, но и г.Горького. При А.И.Ярошенко (1950-1960-е гг.) начали строить высотные дома, куда переселялись рабочие из бараков и щитковых домиков.

            Излюбленным местом отдыха заводчан был Сормовский парк, где по выходным устраивались танцевальные вечера и народные гуляния. Старожилы вспоминают, что в послевоенные годы хулиганства было мало, за порядком следил единственный милиционер — Чикин, которого все уважали. Жили дружно, весело, с удовольствием участвовали в самодеятельности, ходили в кино, на демонстрации до Московского вокзала и ярмарочной площади.

            Улицы заводского поселка помнят многих выдающихся деятелей авиации, летчиков-испытателей, инженеров, конструкторов, чья жизнь была тесно связана с авиационным заводом. Назовем лишь несколько имен: Герой Советского Союза летчик-испытатель В.П.Чкалов, авиаконструктор С.А.Лавочкин, талантливый ученый Т.Ф.Сейфи (гл.инженер завода с 1957 по 1969 г). В 1964 г. гостем завода и заводского поселка был летчик-космонавт СССР Герман Титов.